Пожалуй самое распространенное обвинение, которое бросают в сторону поведенческого анализа - это обвинение в дрессировке.

Противники АВА подхода держат этот аргумент, как козырную карту в рукаве, которую они моментально вытаскивают, когда сомневающиеся родители заводят речь об АВА.

И практически, в ста процентах случаев, описывая недостатки aba-терапии и минусы aba, критики подхода первым делом расскажут вам про "дрессировку за конфетку".

Однако любое поверхностное суждение всегда разобьется о доказательственную базу.

И, конечно, специалист в прикладном анализе поведения способен привести доводы, опровергающие эти обвинения, при условии, что оппонент готов его выслушать и воспринять информацию непредвзято.

Если же нет, то ничего страшного, просто для данного оппонента, время для понимания принципов прикладного анализа поведения еще не пришло. И мы не в силах, и не вправе запретить ему рассказывать своей аудитории чем плоха aba терапия. Мы можем лишь дать совет родителям детей с РАС не принимать бездоказательную информацию об аутизме на веру, особенно когда она эмоционально окрашена, ее авторы ругают другие подходы, и называют свой метод самым действенным в реабилитации аутизма. Проверяйте такую информацию, поскольку ответственность за здоровье ребенка лежит на вас!

   Итак, какой же принцип АВА отождествляют с дрессировкой?

Приведем практический пример: поведенческий аналитик, просит ребенка выполнить определенной действие, например, показывает ему фигурку кошки и спрашивает: "Это что?" Ребенок отвечает: "Кошка." Поведенческий аналитик эмоционально хвалит ребенка: "Супер! Молодчина!" и тут же предоставляет ему определенное натуральное поощрение.

Вышеописанный пример иллюстрирует то, что противники прикладного анализа поведения называют дрессурой.

Но действительно ли это так?

Давайте на секунду отвлечемся от АВА и детей с РАС и поразмышляем о случаях из жизни.

Мама нормотипичного мальчика обещает купить ему новый велосипед, если он закончит четверть без троек. Мальчик старается, хорошо учится, выполняет домашние задания, делает классную работу, заканчивает четверть на хорошо и отлично, и получает от мамы поощрение в виде велосипеда.

Начальник отдела компании объявляет своим служащим, что если они перевыполнят план работы на 3%, то помимо заработной платы, все получат квартальную премию. Служащие рьяно берутся за работу, перевыполняют план и получают поощрение в виде премии.

Анастасия, молодая девушка, страдающая лишним весом, заключает с собой сделку: если я за целый месяц не съем ни одной шоколадной конфеты, то куплю себе сумку, которую давно хотела. Весь месяц девушка воздерживается от непреодолимого желания наесться конфет, но стойко выдерживает соблазн и поощряет себя покупкой новой сумки.

Вышеприведенные три примера являются совершенно естественными, обыденными случаями, которые происходят в тех или иных формах в жизни каждого человека.

Что между ними общего?

Наличие мотивации!

Именно поощрения в виде велосипеда, квартальной премии и желанной сумки побуждают или мотивируют этих людей выполнить задачу!

Является ли это дрессурой?

Конечно же нет!

Однако если вы вернетесь в начало статьи и перечитаете пример, взятый из занятия поведенческого аналитика, вы увидите, что никакой разницы между поощрением ребенка с РАС и остальными примерами не существует!

Поведенческий подход выявляет мотивацию ребенка, путем обнаружения наиболее предпочитаемых поощрений.

В АВА существует несколько методов специального тестирования мотивационных стимулов, позволяющих установить, что нравится каждому конкретному ребенку. И это совершенно необязательно конфета. Это может быть что угодно, от планшета до батута, от маринованных огурцов до паровозика Томаса.

Как только поведенческий аналитик выявил перечень любимых предметов съедобных или несъедобных, он может приступать к работе по формированию навыка.

Представьте себе аутичного ребенка, который ходит дома без одежды. Попытки увещевания или насильного одевания со стороны родителей ни к чему не приводят. Для этого ребенка не значимы социальное порицание и какие-то общественные нормы. Ему комфортно пребывать в таком виде.

Мы не можем требовать от ребенка выполнить то, что он не хочет, ничего не предложив взамен!

И вот здесь как раз на передний план выходят наши мотивационные стимулы! Мы предоставляем ему любимую игрушку или самое вкусное для него лакомство, сразу же после того, как он наденет футболку и трусы. Ребенок замотивирован получением поощрения и выполняет наши просьбы.

Конечно, в реальной жизни такое интенсивное поощрение, как что-то выполнил - и тут же получил награду встречается крайне редко.

В АВА такой вид поощрений применяется на стадии формирования навыка, когда нам нужно быстро закрепить новое поведение.

Далее в поведенческом анализе существует множество стратегий о том, как прореживать режим подкреплений. Специалисты владеют этими приемами, и постепенно, чтобы не произошло распада только сформированного навыка, начинают снижать интенсивность предоставляемого поощрения, доводя его до естественного в повседневной жизни уровня.

И помните, АВА всегда работает с мотивацией!

Ведь только замотивированный человек будет хорошо работать и учиться. Также как и вы работаете за зарплату, ваш ребенок работает, осваивая новые навыки за любимые поощрения. Если лишить вас зарплаты, вы перестанете ходить на работу, поскольку вряд ли согласитесь работать бесплатно. Если мы заберем поощрения у вашего ребенка, он тоже перестанет с нами взаимодействовать.

Поймите, что навыки, которые вы хотите наработать, такие как например, научиться ходить в туалет в унитаз или спокойно обращаться к вам с просьбой о желаемом, являются значимыми для вас, как для родителя, но совершенно не значимы для вашего ребенка. Заставлять делать что-либо насильно аутичного ребенка - плохая и безрезультатная стратегия, посредством которой вы не добьетесь результата, а только усугубите положение вещей! Поэтому научить его жизненно-важным навыкам можно только через мотивацию и поощрение правильно выполненных действий ребенка.

И АВА с этим превосходно справляется!

 

5 программ

Базисные принципы и методы АВА

Расписание и цены:

Методы оценки и развития речевых навыков у детей с РАС

Расписание и цены:

Функциональный анализ и методы коррекции поведения

Расписание и цены:

Курация поведенческих программ и оценка эффективности вмешательства

Расписание и цены:

Этические и профессиональные стандарты практики и супервизия

Расписание и цены:

Основы прикладного анализа поведения (АВА)

Расписание и цены:

Онлайн-семинары

Повышение квалификации 16 часов

Повышение квалификации 72 часа

«Применение базовых АВА-стратегий обучения в работе с детьми с РАС»

Расписание и цены:

«Применение оценки VB-MAPP и выбор целей для поведенческой программы»

Расписание и цены:

«Применение экспериментального анализа для определения функции поведения»

Расписание и цены:

«Тренинг персонала и обеспечение процессуальной точности вмешательства»

Расписание и цены:

Реализация АВА-протоколов и программ

Работа над коррекцией проблемного поведения

Работа с персоналом и родителями, реализующими поведенческие программы

Независимая супервизируемая практика

pazzle